- О фильме Дюна 2021
- Актёры фильма Дюна 2021
- Содержание фильма Дюна 2021
- Производство
- Предыстория
- Сценарий
- Подбор актёров
- Съёмки
- Маркетинг
- Рекламная кампания
- Продажа товаров
- Реакция
- Отзывы о фильме Дюна 2021
- Фильм Дюна 2021: кадры со съемок
- Фильм Дюна 2021 : трейлер
- Актёры новой «Дюны»: сравним с героями книги?
- Пол Атрейдес — Тимоти Шаламе
- Герцог Лето Атрейдес — Оскар Айзек
- Леди Джессика — Ребекка Фергюсон
- Владимир Харконнен — Стеллан Скарсгорд
- Дункан Айдахо — Джейсон Момоа
- Гурни Халлек — Джош Бролин
- Доктор Юйэ — Чэнь Чан
- Глоссу Раббан — Дэйв Батиста
- Питер де Вриз — Дэвид Дастмалчян
- Чани — Зендая
- Стилгар — Хавьер Бардем
- Преподобная мать Гайя-Елена Мохийам — Шарлотта Рэмплинг
- Где снимали «Дюну»
- Философия «Дюны»
- Видео
О фильме Дюна 2021
- Год производства: 2021
- Страна: США, Канада, Венгрия
- Жанр: фантастика, боевик, драма, приключения
- Слоган: «Час настал»
- Режиссер: Дени Вильнёв
- Сценарий: Джон Спэйтс, Дени Вильнёв, Эрик Рот
- Продюсер: Дени Вильнёв, Мэри Пэрент, Кейл Бойтер
- Оператор: Грег Фрейзер
- Композитор: Ханс Циммер
- Художник: Патрис Верметт, Том Браун, Дэвид Доран
- Монтаж: Джо Уокер
- Бюджет: $165 000 000
- Сборы в США: $41 011 174
- Сборы в мире: + $182 200 000 = $223 211 174
- Зрители: Россия 4.6 млн
- Сборы в России: $21 322 805
- Премьера в Росcии: 16 сентября 2021, «UPI»
- Премьера в мире: 3 сентября 2021
- Цифровой релиз: 22 октября 2021, «Warner Bros.»
- Возраст: 12+
- Рейтинг MPAA: PG-13
- Время: 155 мин. / 02:35
Актёры фильма Дюна 2021
- Тимоти Шаламе
Timothee Chalamet - Джош Бролин
Josh Brolin - Ребекка Фергюсон
Rebecca Ferguson - Оскар Айзек
Oscar Isaac - Зендая Коулман
Zendaya Coleman - Хавьер Бардем
Javier Bardem - Шарлотта Рэмплинг
Charlotte Rampling - Стеллан Скарсгард
Stellan Skarsgard - Дэйв Батиста
Dave Bautista - Джейсон Момоа
Jason Momoa
Содержание фильма Дюна 2021
В 10191 году падишах-император Шаддам IV отдаёт во владение герцогу Лето I из Дома Атрейдесов, правителю океанической планеты Каладан, пустынную планету Арракис, единственный во вселенной источник меланжа или «пряности» — бесценного вещества, которое продлевает человеческую жизнь и обеспечивает межзвёздные путешествия. Дом Атрейдесов должен сменить на планете Дом Харконненов, которые покинули Арракис по приказу Шаддама IV. На самом деле падишах-император, видя в Атрейдесах угрозу собственной власти, планирует уничтожить их с помощью своих легионов сардаукаров и устроить переворот, чтобы позволить Дому Харконненов вновь захватить планету.
Герцог Лето встревожен этим назначением, однако, рассматривает его как возможность сблизиться с коренным населением Арракиса, фременами, что станет первым шагом к установлению мира во всех Домах.

Наложница Лето, леди Джессика, — одна из сестёр Бене Гессерит, особого сестринского ордена, владеющего выдающимися физическими и умственными способностями. Согласно генетическому эксперименту Бене Гессерит по созданию Квисатц Хадераха, сверхчеловека-мессии, Джессика должна была родить дочь, но из-за любви к герцогу она родила сына, Пола. Советники герцога Лето: Дункан Айдахо, Гурни Халлек и ментат Суфир Хават, — обучают Пола на протяжении всей его жизни, в основном, боевым искусствам, а леди Джессика обучает сына дисциплинам Бене Гессерит.
Пола беспокоят видения таинственной девушки и будущего, в котором он ведёт «священную войну»; видениями Пол делится лишь с Джессикой и Дунканом.
Из-за этих видений Преподобная Мать Гайя Елена Мохийям прибывает на Каладан и подвергает Пола гом-джаббару, смертельному испытанию, для оценки его человечности. Пол проходит испытание. После этого Преподобная Мать указывает барону Владимиру Харконнену на необходимость пощадить Пола и Джессику во время переворота на Арракисе, на что тот якобы соглашается.
Лето, Джессика и Пол отправляются в Арракин, бывшую цитадель Харконненов на Арракисе, куда ранее вместе с разведывательной группой прибыл Дункан, чтобы научиться жить среди фременов. Герцог проводит переговоры с вождём фременов Стилгар и встречается с планетологом Арракиса, доктором Лайет-Кайнс. Лето узнаёт об опасностях, связанных с добычей пряности, а также о гигантских песчаных червях, которые передвигаются под песком.
Во время ознакомительного полёта Лето, Пол, Гарни и доктор Кайнс становятся свидетелями нападения песчаного червя на краулер. Герцог помогает спасти команду краулера, а Пол вдыхает насыщенный пряностью воздух, что усиливает его видения.
После неудавшейся попытки убийства Пола агентами Харконненов, Лето приводит солдат в состояние повышенной готовности, а сам Пол догадывается о наличии предателя в Доме Атрейдесов. Им оказывается сукк-доктор Веллингтон Юэ, который заключил с бароном сделку, чтобы спасти захваченную в плен жену. Юэ отключает силовые щиты Арракина и позволяет армии Харконненов и сардаукарам сокрушить войска Атрейдесов. Юэ парализует герцога, но успевает заменить один из зубов Лето на капсулу с ядовитым газом для убийства барона, однако сам Юэ погибает. Парализованному герцогу удаётся прокусить капсулу с газом, который мгновенно убивает придворных Харконненов. Но барон смог выжить, использовав силовое поле. Дункан, спасаясь от атаки Харконненов, улетает на орнитоптере.
Пол и Джессика попадают в плен и их отправляют в пустыню умирать. Используя «голос» Бене Гессерит, мать и сын убивают своих похитителей. Найдя набор для выживания, который оставил для них Юэ, Пол и Джессика проводят ночь в палатке, где Джессика ощущает смерть Лето.
Барон передаёт командование Арракисом своему жестокому племяннику Глоссу «Зверь» Раббан Харконнен и приказывает ему возобновить производство пряности, чтобы компенсировать огромные убытки, понесённые Домом во время переворота. Дункан и доктор Лайет-Кайнс находят Пола и Джессику. Они отправляются на старую экологическую станцию, но вскоре их выслеживают сардаукары. Дункан и другие фремены жертвуют собой, чтобы позволить Джессике, Полу и доктору Кайнс сбежать. Кайнс сознательно привлекает внимание песчаного червя, который поглощает её и нескольких сардаукаров. Пол и Джессика достигают дальних окраин пустыни и встречают фременов, их вождя Стилгара и девушку Чани, появлявшуюся в видениях Пола. Один из фременов Джамис отказывается мириться с присутствием Пола и Джессики, однако Пол убивает Джамиса в ритуальном поединке.
Вопреки желанию матери, Пол решает присоединиться к фременам, чтобы выполнить цель своего отца — принести мир на Арракис.
Производство
Американский фантастический фильм режиссёра Дени Вильнёва по сценарию самого Вильнёва, Джона Спэйтса и Эрика Рота. Это первая лента из двух в рамках запланированной адаптации одноимённого романа Фрэнка Герберта 1965 года, часть большой медиафраншизы. Действие разворачивается в далёком будущем: юный Пол Атрейдес и его семья, благородный Дом Атрейдесов, оказываются втянутыми в войну за опасную пустынную планету Арракис, между коренным народом фременов и бывшими правителями Арракиса, Домом Харконненов.
Главные роли исполнили Тимоти Шаламе, Ребекка Фергюсон, Оскар Айзек, Джош Бролин, Стеллан Скарсгард, Дейв Батиста, Стивен Маккинли Хендерсон, Зендея, Дэвид Дастмалчян, Чэнь, Чан, Шэрон Дункан-Брюстер, Шарлотта Рэмплинг, Джейсон Момоа и Хавьер Бардем.
«Дюна» всегда признавалась «неэкранизируемым» произведением из-за её размаха и сложности сюжетных арок, а несколько экранизацией (например, фильм 1984 года Дэвида Линча) не были приняты критиками. После неудачной попытки Paramount Pictures перезапустить франшизу, Legendary Entertainment в 2016 году приобрела права на кино- и телевизионную адаптацию романа. Разработка началась вскоре после этого, когда Дени Вильнёв проявил интерес к проекту и в январе 2017 года официально занял пост режиссёра. Вместе с Эриком Ротом и Джоном Спэйтсом он разделил роман на две части. Съёмки проходили с марта по июль 2019 года в Будапеште, Иордании, Норвегии и Абу-Даби.
Мировая премьера фильма состоялась 3 сентября 2021 года на 78-м Венецианском кинофестивале. В России картина вышла в прокат 16 сентября, а в США — 22 октября, на стриминг-сервисе HBO Max лента доступна 31 день, начиная с 21 октября. Фильм уже собрал в международном прокате более $223 млн и получил положительные отзывы критиков, которые похвалили режиссуру Вильнёва, актёрскую игру, визуальные решения и музыку Циммера.
Продолжение, «Дюна: Часть вторая», выйдет в прокат в октябре 2023 года.
Предыстория
Вскоре после публикации в 1965 году роман «Дюна» был оценён на предмет потенциальных экранизаций, и с 1971 года права на адаптацию романа принадлежали разным продюсерам. Было предпринято множество попыток экранизировать книгу, и считается, что адаптация романа является сложным делом из-за широты повествования. Как известно, в 1970-х годах режиссёр Алехандро Ходоровски приобрёл права на экранизацию для создания экстравагантного четырнадцатичасового фильма, но идея провалилась. Попытки создания ленты были позже отражены в документальном фильме «Дюна Ходоровского», выпущенном в 2013 году. За это время вышли две независимые экранизации: фильм 1984 года, продюсера Лаурентис, Рафаэлла Де и режиссёра Дэвида Линча, и мини-сериал 2000 года канала Sci Fi, продюсера Рубинштейн, Ричард П., владевшего правами на экранизацию с 1996 года.
В 2008 году студия Paramount Pictures объявила, что в разработке находится новая полнометражная экранизация «Дюны» от режиссёра Питера Берга.
Берг покинул проект в октябре 2009 года, Пьер Морель был назначен на его пост в январе 2010 года. В марте 2011 года Paramount прекратила разработку фильма, поскольку не удалось прийти к ключевым соглашениям по проекту. Права на экранизацию вернулись Рубинштейну.

21 ноября 2016 года было объявлено, что компания Legendary Pictures купила права на экранизацию «Дюны». В декабре издание «Variety» сообщило, что Дени Вильнёв ведёт переговоры со студией по поводу постановки фильма. Ранее в сентябре того же года Вильнёв выражал интерес к проекту, заявив: «Моя давняя мечта — адаптировать „Дюну“, но получение прав — долгий процесс, и я не думаю, что у меня получится». Вильнёву казалось, что он не готов снимать «Дюну», пока не завершит такие проекты, как «Прибытие» и «Бегущий по лезвию 2049», при этом он полагал, что с его опытом работы в научно-фантастических фильмах — «Дюна — его мир».
В феврале 2017 года Брайан Герберт, сын Фрэнка и автор последующих книг серии, подтвердил, что Вильнёв станет режиссёром проекта.
Многие члены съёмочной команды предыдущего фильма Вильнёва, «Бегущий по лезвию 2049», вернулись к работе над «Дюной»: только Нельсон, Джон (специалист по визуальным эффектам), нанятый в июле 2018 года в качестве супервайзера визуальных эффектов, позже покинул команду. В декабре 2018 года оператор Роджер Дикинс, часто работавший до этого с Вильнёвом, вышел из проекта; его пост занял Грейг Фрейзер. В январе 2019 года Уокер, Джо (монтажёр) стал монтажёром фильма. Другими членами съёмочной группы были назначены: Брэд Райкер в качестве главного арт-директора, Верметт, Патрис в качестве художника-постановщика, Пол Ламберт в качестве главы отдела визуальных эффектов, Тео Грин и Марк Манджини в качестве звукорежиссёров, Герд Нефзер в качестве руководителя спецэффектов и Томас Стразерс в качестве постановщика трюков. Продюсерами фильма выступили сам Вильнёв, Мэри Пэрент, Кейл Бойтер и Джо Карачиоло-мл., исполнительными продюсерами — Таня Лапойнт, Брайан Герберт, Байрон Меррит, Ким Герберт, Талл, Томас, Джон Спайтс, Ричард П. Рубинштейн, Джон Харрисон и Герберт У. Гейн, а креативным консультантом — Кевин Дж. Андерсон.
В апреле 2019 года лингвист Дэвид Питерсон, создавший языки народов в «Игре престолов», подтвердил, что разрабатывает языки для фильма.
Сценарий
В марте 2018 года Вильнёв заявил, что его целью является адаптация романа в виде двух фильмов (что напоминает адаптацию романа «Оно» Стивена Кинга в 2017 и 2019 годах), что в итоге и вошло в его контракт со студией. Вильнёв заявил, что «не согласился бы на экранизацию книги в виде одного фильма», поскольку «Дюна» является «довольно сложным произведением с мелкими и важными деталями», которые нельзя запечатлеть в одном фильме. Однако все последующие сделки были направлены на производство первого фильма, и для начала производства второго фильма необходимо будет заключить новые производственные сделки.
В апреле 2017 года Эрик Рот был нанят для написания сценария, а позже было подтверждено, что Джон Спэйтс будет соавтором сценария вместе с Ротом и Вильнёвом. В мае 2018 года Вильнёв заявил, что первый вариант сценария написан. В июле Брайан Герберт подтвердил, что последний черновик сценария охватил «примерно половину романа». В апреле 2019 года генеральный директор компании Legendary Джошуа Гроуд подтвердил планы на продолжение, добавив, что в середине романа есть некий момент, на котором будет логично закончить первый фильм.
В ноябре 2019 года Джон Спэйтс покинул пост исполнительного продюсера сериала-приквела «Дюна: Сестричество», чтобы сосредоточиться на работе над вторым фильмом.
Хотя Вильнёв смотрел адаптацию «Дюны» от Дэвида Линча и уважает как Линча, так и фильм, он рассказал, что не будет опираться на какие-либо элементы из экранизации 1984 года, отметив, что он «обращается к книге и к тем картинкам, которые появились в его голове при чтении», когда он был подростком. Вильнёв уточнил, что при первом просмотре ленты Линча «некоторые элементы ему полюбились, некоторые — нет. Он был наполовину удовлетворён». Кроме того, Вильнёв не планирует включать концепции, предложенные Ходоровски в середине 1970-х годов, поскольку режиссёр считает, что «Ходоровски — уникальный визионер. У него очень сильное, отличное от других видение. Я совершенно другой человек. С моей стороны было бы очень самонадеянно и высокомерно пытаться повторить [стиль Ходоровски]».

Адаптируя книгу, написанную в 1960-х годах, для XXI века, Вильнёв хотел поразмыслить о реалиях, связанных с чрезмерной эксплуатацией Земли. Режиссёр посчитал свой сценарий «История взросления и призывом к действию для молодёжи». По сравнению с первоисточником были несколько изменены сюжетные арки женских персонажей. По словам Ребекки Фергюсон, исполнившей роль леди Джессики, «Дени Вильнёв очень уважительно отнёсся к роману Герберта, [но благодаря ему] качество сюжетных арок для [многих] героинь было поднято на новый уровень». К истории леди Джессики было добавлено её военное прошлое, а благодаря связи героини с Бене Гессерит, героиня стала «жрицей-воином» (в сравнении с шутливым ярлыком «космической монахини», который, по мнению Вильнева, закрепила книга). Для повышения разнообразия актёрского состава в фильме появляется женская версия доктора Лайета Кайнса, эколога с Арракиса, который в романе является мужчиной.
Роль доктора исполнила Шэрон Дункан-Брюстер. Вильнёв также решил превратить барона Владимира Харконнена из карикатурного злодея, каким он представлен в романе, в более сложного антагониста.
Подбор актёров
В июле 2018 года стало известно, что Тимоти Шаламе является основным претендентом на роль Пола Атрейдеса. В сентябре того же года Ребекка Фергюсон начала переговоры о роли матери Пола, леди Джессики. В январе 2019 года актриса подтвердила свою роль.
Дейв Батиста, Стеллан Скарсгард, Шарлотта Рэмплинг, Оскар Айзек и Зендея присоединились к актёрскому составу в январе 2019 года, а Хавьер Бардем, Джош Бролин, Джейсон Момоа и Дэвид Дастмалчян — в феврале. В марте Стивен Маккинли Хендерсон получил роль Суфира Хавата, а Чэнь, Чан начал переговоры.
В июле 2019 года издание «TheMix.net» сообщило, что персонаж Лайет Кайнс в фильме предстанет в виде своей женской версии, сыгранной Шэрон Дункан-Брюстер. Информация была подтверждена в апреле 2020 года. По словам Дункан-Брюстер, Дени Вильнёву было необходимо оставить сущность персонажа из книги, но другие аспекты Лайет Кайнса [в данном случае, пол] не были такими важными, поэтому были сделаны отступления от оригинала.
Съёмки
Основная часть съёмок началась 18 марта 2019 года на киностудии Origo в Будапеште; производство также проходило в иорданской пустыне Вади-Рам. Норвежский полуостров Стад (полустров) послужил местом натурных съёмок для планеты Каладан. Съёмки также прошли около Абу-Даби, столицы ОАЭ, чьи пейзажи сформировали облик планеты Арракис. Основная часть производства была завершена 26 июля 2019 года, что подтвердил Брайан Герберт. Дополнительные съёмки проходили в Будапеште в августе 2020 года.
Фильм снят в формате IMAX с помощью IMAX-камеры Arri Alexa, оснащённой широкоформатными объективами Panavision из линейки Ultra Vista, благодаря чему на всех IMAX-экранах соотношение сторон некоторых сцен составит 1,90:1, а на экранах IMAX, оснащённых двухлазерной проекционной системой, соотношение сторон в сценах составит 1,43:1.
Маркетинг
Рекламная кампания
13 апреля 2020 года издание «Vanity Fair» опубликовало обширную статью, содержавшую первый взгляд на фильм. Октябрьский выпуск журнала «Empire» включал в себя подробный обзор фильма и интервью с актёрами и членами съёмочной группой, что дало дополнительные первые впечатления после выхода тизер-трейлера фильма.
Тизер-трейлер вышел 9 сентября 2020 года. Издание «IndieWire» положительно оценило ролик: «Он полон сногсшибательных декораций, захватывающего экшена и содержит небольшой взгляд на печально известных песчаных червей Фрэнка Герберта». Автор издания также заметил, что «Дени Вильнёв и Грейг Фрейзер привнесли осязаемость в мир Фрэнка Герберта, что должно сделать „Дюну“ чувственным опытом для кинозрителей».
Первые 10 минут фильма были показаны в некоторых кинотеатрах IMAX по всему миру 21 и 22 июля 2021 года в рамках мероприятия, которое также включало закрытый показ фильма.
Полноценный трейлер фильма был выпущен 22 июля 2021 года. Журнал «Wired» отметил, что трейлер «буквально умоляет вас посмотреть его в кинотеатрах». Издание «Variety» оценило актёрский состав и потрясающие визуальные эффекты. «Vanity Fair» также положительно отозвалось о трейлере: «Это будет более загадочным фильмом для тех, кто не знаком с историей, но, как и Чани в посланиях к Полу через сны, трейлер намекает на большие, впечатляющие события».

Продажа товаров
26 февраля 2019 года компания Funcom объявила, что начала эксклюзивное партнёрство с Legendary Entertainment для разработки видеоигр, связанных с предстоящими экранизациями «Дюны».
Другие произведения франшизы «Дюна», не связанные с фильмом, планируется выпустить одновременно с его выходом.
Оригинальная настольная игра Дюна (настольная игра), выпущенная компанией Avalon Hill в 1979 году, была переиздана, чтобы связать её с фильмом, а также с разработкой новых настольных игр, основанных на франшизе. Брайан Герберт и Кевин Дж. Андерсон работают над адаптацией книг в виде графического романа из трёх частей с иллюстрациями Рауля Аллена и Мартин, Патриция. Издательство Abrams Books в октябре 2020 года начнёт публикацию книг, чтобы связать это с выходом фильма. В марте 2020 года Modiphius Entertainment объявила о создании новой настольной ролевой игры «Дюна: Приключения в империи», основанной на франшизе. В мае 2020 года Boom! Studios сообщила о приобретении комиксных прав на приквел оригинального романа 1999 года «Дюна: Дом Атрейдесов». С
тудия намеревается создать комиксную адаптацию из 12 выпусков, написанных авторами приквела Брайаном Гербертом и Кевином Дж. Андерсоном.
В сентябре 2020 года компания McFarlane Toys анонсировала выпуск линейки 7-дюймовых фигурок, созданных на основе персонажей фильма. В то же время было объявлено о выпуске 12-дюймовой фигурки барона Харконнена. Новая настольная игра «Dune Imperium» была выпущена компанией Dire Wolf Digital в декабре 2020 года.
Артбук «Искусство и душа „Дюны“» вышел одновременно с релизом фильма в США 22 октября 2021 года. Книга написана исполнительным продюсером фильма Таней Лапойнт и включает одноимённый саундтрек, написанный Хансом Циммером.
Реакция
На агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes «рейтинг свежести» фильма составляет 84 % на основе 340 отзывов со средней оценкой 7,7/10. Консенсус критиков гласит: «„Дюна“ иногда не справляется с объёмным первоисточником, но эти проблемы в значительной степени затмеваются масштабом и амбициями этой визуально захватывающей адаптации». На сайте Metacritic средневзвешенная оценка фильма составляет 75 из 100 на основе 58 рецензий, что означает «преимущественно положительные отзывы».
После премьеры на Венецианском кинофестивале «Дюна» получила преимущественно положительную реакцию критиков, но мнения экспертов разделились. Недовольство и определённая часть отрицательных отзывов были ожидаемы, учитывая предыдущие режиссёрские работы Вильнёва и характер первоисточника.
Многие рецензенты похвалили фильм за его масштаб и амбициозность. Бен Трэвис из журнала «Empire» поставил фильму 5 из 5 звёзд и заявил: «Захватывающая, внушающая благоговейный трепет огромная адаптация (половины) романа Фрэнка Герберта, которая поразит поклонников книги и привлечёт новых сторонников. Если „Часть вторая“ никогда не выйдёт, это превратится в пародию». Коллин, Робби из «The Daily Telegraph» также дал ленте 5 звёзд из 5 и назвал её «величественной, тревожной и охватывающей зрителя». Ксан Брукс из «The Guardian» также выставил фильму 5 из 5 звезд и назвал его «голливудским блокбастером». Чан, Джастин из «Los Angeles Times» положительно отозвался о картине: «Вильнёв отправляет вас в удивительно яркую, иногда правдоподобно пугающую версию будущего».
Другая часть критиков отметила проблемы, связанные с темпом фильма и переработкой исходного материала. Критик Оуэн Глейберман из «Variety» написал: «В сюжете заканчивается повествовательный пар… „Дюна“ стремится поразить нас, и иногда ей это удается, но она также хочет влезть вам под кожу как гипнотически ядовитый комар…
Дело не только в том, что пульс истории со временем пропадает. Наша эмоциональная вовлечённость в сюжет теряет всякий смысл… В фильме начинают заканчиваться сюрпризы, он становится туманным и аморфным. Действительно ли будет снята вторая часть? Это случится, если первая будет достаточно успешной в прокате, а пока ничего не предрешено. Трудно построить открытый финал на зыбучих сюжетных песках». Кевин Махер из «The Times» дал фильму две звезды из пяти, заявив, что «каждый кадр зрелищен, но сама „Дюна“ немного скучная».
Рецензируя фильм для «TheWrap», Стив Понд назвал фильм «одновременно ослепительным и разочаровывающим, часто захватывающим и часто медленным», добавив:
«Иногда кажется, что эта версия „Дюны“ направлена на то, чтобы произвести на вас впечатление, а не развлечь вас; это мрачное ошеломление, отказывающееся от большей части прекрасных научно-фантастических историй в пользу мировоззрения, которое больше похоже на „Убийцу“ Вильнёва или „Пленниц“, чем на его „Прибытие“».

Отзывы о фильме Дюна 2021
Dora 31-08-2021 / 23:42
Перед нами трейлер долгожданной Дюны, который дает уверенную надежду, что так называемая «неудачная» экранизация Линча окажется не только самой удачной, но и единственной. Что лишний раз докажет ее культовый статус и тот факт что раньше деревья были выше, солнце желтее, а спайс зеленее. Почему такие мрачные ожидания, если в ролике вроде бы нет откровенного криминала и он мало чем отличается от всей остальной шаблонной продукции? Вот именно поэтому. Это «Дюна», или рекламный ролик геля для бритья? Хорошо еще не показали навигаторов. Побоялись наверно. Подозреваю что там будет использовано что-то из Властелина Колец (это в лучшем случае, в худшем — лысые гоблины с синими глазами, как обычно сейчас делается, когда нужен «Очень Страшный Монстр»). Мальчик как будто бы ничего, но смотря для чего. Он еще в три раза гламурнее чем агент Купер и во столько же раз меньше похож на героя революции. Он похож на хипстера без бороды. Придется отдать должное вкусу Линча и в этом смысле тоже… В общем, это по-любому придется смотреть, потому что ничего другого рынок не предлагает. Лучше вечером — сработает как димедрол. В нашем преклонном возрасте надо поменьше химии — снотворное можно легко заменить почти любым современным фильмом.
Зритель 16-09-2021 / 14:43
Фильм просто супер, его уже можно причислить к шедеврам и классике научной фантастики. Вильнев не подвел. Когда вышел трейлер был некоторый скепсис, но после просмотра все сомнения улетучились, и я могу с уверенностью порекомендовать к просмотру данный фильм всем любителям качественной фантастики, олдам, всем кому понравился «Бегущий по лезвию 2049», всем кто читал роман. Максимально приближено к первоисточнику для киноадаптации, за исключением пары незначительных моментов, но здесь режиссер обхитрил поганых голливудских капиталистов. Это вам не марвел. Уверен Дюна Вильнева войдет в топ 100 лучших фильмов всех времен и народов. Посмотрим получится ли у него выдержать тот же высокий уровень в продолжении.
Ярослав 16-09-2021 / 17:54
Сразу скажу, что от фильма ждал очень много из-за режиссуры Дени Вильнева(в его творчество входят,, Пленницы», шикарные,, Убийца» и,, Прибытие») и, забегая наперед, не разочаровался от просмотра. Сочная операторская работа, уместный аудиоряд, нерядовой сюжет. Если без спойлеров, то похвалю каст за участие в фильме Дейва Батисты, который сработался с Вильневым ещё с,, Бегущего по лезвию». Бюджет фильма немалый, так что любителям красивых спецэффектов тоже будет раздолье. Учитывая, что фанатская база игры и книг немалая, то вполне есть вероятность продолжения. Однозначно, рекомендую к просмотру.
Иван 16-09-2021 / 18:48
Долгожданный для меня фильм. Возможно, я даже немного его переждал. Потому что картина не вызвала у меня восторга, слишком академичное раскрытие темы. Но все равно, фильм для меня — событие.
Zaur 16-09-2021 / 23:54
Давно слышал об этом произведение и только пару недель назад посмотрел 1984 картину, съемки хоть и древние, но кино мне зашло. Новый фильм посмотрел с удовольствием, 2,5 часа пролетели незаметно. Масштабы обескураживают, спецэффектов не так уж и много. Любителям фантастики понравится.
Фильм Дюна 2021: кадры со съемок


Фильм Дюна 2021 : трейлер
https://youtu.be/DOlTmIhEsg0
Актёры новой «Дюны»: сравним с героями книги?
В марте начались съёмки новой экранизации романа Фрэнка Герберта «Дюна» от режиссёра Дени Вильнёва. 20 ноября 2020 года, если дата премьеры не изменится, мы узнаем, удалось ли создателю «Прибытия» и «Бегущего по лезвию – 2049» воплотить на экране далёкое будущее: Арракис, планету спайса и песчаных червей, а также нелёгкое «путешествие героя» — Пола Атрейдеса. Сможет ли Вильнёв не исказить сюжет и мотивации персонажей, как Дэвид Линч в фильме 1984 года, и не угодить в ловушку ограниченного бюджета, как произошло с мини-сериалом 2000 года?
Пока же можно скоротать время, изучая актёров и сопоставляя их с уже сложившимися в голове образами.
Многие участники сетевых обсуждений не уверены в Вильнёве. Фильм Линча, невзирая на коммерческий провал и устаревшие спецэффекты, стал уже культовым, а Кайл Маклахлен впоследствии прославился благодаря главной роли в сериале «Твин Пикс». «Агент Купер», с его яркой внешностью и харизмой, бесспорно, привлекает больше, чем Тимоти Шаламе.
Но тут раздаётся хор голосов читателей, справедливо указывающих на то, что главному герою романа только пятнадцать лет. Так что новый Пол Атрейдес гораздо ближе к истине. Впрочем, Маклахлен в «Дюне» Линча был всего-то на пару лет старше 23-летнего Шаламе, который выглядит моложе своего возраста.
Пол Атрейдес — Тимоти Шаламе
Как мы уже сказали, главному герою «Дюны» только пятнадцать. Вдобавок преподобная мать Гайя-Елена Мохийам при первой же встрече отмечает, что мальчик «маловат для своих лет», на что леди Джессика возражает — все Атрейдесы взрослеют поздно. И потому, хоть киноманам это и сложно признать, хрупкий и изящный Тимоти Шаламе гораздо ближе к книжному образу, чем Кайл Маклахлен. Что уж говорить про Алека Ньюмана из мини-сериала! Тот не подходил под описание ни телосложением, ни лицом, ни прочими деталями внешности, упомянутыми в тексте: чёрные волосы, тонкий надменный нос…
Сможет ли молодой актёр сыграть сына герцога, от которого «веяло повелительной, спокойной уверенностью, словно он видел и знал в окружающем мире нечто такое, чего не могли увидеть другие»? Да ещё и так, чтобы все поверили? Хочется надеяться, что да. Талант Шаламе уже принёс ему славу и номинацию на «Оскар», пусть его роли и относились к другим актёрским типажам.
Герцог Лето Атрейдес — Оскар Айзек
Герцог Лето по описанию предстаёт высоким и властным, смуглым и черноволосым, с суровым лицом, которое смягчалось «только тёплой глубиной серых глаз»: «Его высокая фигура, его смуглое лицо вызывали в [Джессике] мысли об оливковых рощах и о золотом солнце, играющем в голубой воде. Серые глаза были мягкого оттенка древесного дыма, но острые, ломаные черты придавали лицу нечто хищное».
Типаж Оскара Айзека с его гватемальско-кубинскими корнями в целом соответствует первоисточнику, хотя, конечно, черты его лица нельзя назвать «острыми и ломаными». Но хищность и властность в нём безусловно есть — что он и доказал ролью мутанта Апокалипсиса из «Людей Икс». Проверим, какую роль в этом сыграл жуткий грим.
Леди Джессика — Ребекка Фергюсон

Наложница герцога Лето, как он сам считал, вернула роду Атрейдесов королевскую красоту и утончённость. У леди Джессики густые волосы цвета тёмной бронзы, «широко поставленные глаза — зелёные и ясные, как утреннее небо Каладана», маленький нос, крупный и благородный рот. Она высокая и худая (за что в Школе Бене Гессерит заслужила прозвище «кожа да кости»), и сын на неё похож.
Все три игравшие её актрисы — Ребекка Фергюсон, Франческа Аннис и Саския Ривз — чем-то похожи друг на друга и в целом не выбиваются из образа книжной Джессики. Но отмечу, что в паре Шаламе-Фергюсон больше «родственных» черт, чем в парах Маклахлен-Аннис и Ньюман-Ривз.
Владимир Харконнен — Стеллан Скарсгорд
Барон Харконнен, главный злодей первой «Дюны», — жестокий, умный, беспринципный манипулятор, садист и педофил. Как мы узнаём при первом же появлении этого персонажа, он «огромен и чудовищно жирен», а потому передвигается при помощи портативных генераторов силового поля на особой платформе, которая превращает его двести с лишним килограммов веса в пятьдесят.
Можно сказать, что колоссальный вес символизирует безграничное стремление поглощать не только еду, но и всё материальное и нематериальное, что можно присвоить: деньги, власть, ресурсы и так далее. От того, что персонаж выглядит гротескно, он не делается менее грозным.
Стеллан Скарсгорд, ещё один прекрасный актёр новой «Дюны», может стать отличным бароном, пугающим и запоминающимся, таланта ему точно хватит. А вот останется ли его персонаж прежним? В западной прессе уже поговаривают, что по нынешним временам делать злодеем человека с лишним весом и к тому же гомосексуалиста — дважды неполиткорректно. Кто знает?.. Возможно, Владимир Харконнен сильно изменится за лето…
Дункан Айдахо — Джейсон Момоа

Можно как угодно относиться к актёрским талантам Момоа, но трудно спорить с тем, что его Аквамен и кхал Дрого вправду наделены кошачьим изяществом и грацией, которые делают экранные бои с участием этого актёра очень зрелищными.
Оружейный мастер Дункан Айдахо — высокий, смуглый, круглолицый, с глубоко посаженными глазами и курчавыми тёмными волосами, любимец женщин и непревзойдённый боец, — роль, будто специально написанная для Момоа.
Джеймс Уотсон из мини-сериала и Эдвард Аттертон из его продолжения «Дети Дюны» более или менее подходили под это описание, чего нельзя сказать о Ричарде Джордане из фильма Дэвида Линча. Что ж, пока понятно одно: нам гарантировано эффектное первое появление Айдахо в кадре и не менее эффектные боевые сцены.
Гурни Халлек — Джош Бролин
Благородный воин и талантливый трубадур, которого Пол считал скорее другом, чем слугой-наёмником, описан коротко, но ёмко: «уродливый, глыбоподобный человек» с лиловым шрамом на лице, который нанёс ему Зверь Раббан в рабских копях на Гъеди Прайм. Джош Бролин куда лучше соответствует этому образу, чем Патрик Стюарт и П. Х. Мориарти, при всём уважении к их актёрским талантам. К тому же Танос (или Кейбл) с девятиструнным балисетом — о, на это стоит посмотреть!
Доктор Юйэ — Чэнь Чан

У доктора Веллингтона Юйэ (в другом переводе — Юи), высокого и худого, согласно описанию в романе, «массивная голова с квадратным лицом, украшенным длинными свисающими усами, пурпурными губами и вытатуированным на лбу чёрным ромбом Имперского кондиционирования; длинные чёрные волосы схвачены над левым плечом серебряным кольцом Школы Сукк».
Два предыдущих доктора, Дин Стоквелл и Роберт Рассел, этому описанию совершенно не соответствовали.
В фильме Вильнёва роль досталась тайваньскому актеру Чэнь Чану, и в плане внешности выбор не вызывает нареканий. Юйэ — из тех персонажей, к которым бессмысленно предъявлять требования по возрасту: как подсказывает нам один из эпиграфов, доктору 109 лет. А что актёр азиат — так и фамилия Юйэ не европейская.
Глоссу Раббан — Дэйв Батиста
Старший племянник барона Харконнена, жестокий и тупой садист, описан достаточно подробно: он невысокого роста, полный («жирноват, но ещё достаточно гибок»), с массивными плечами, широким лицом и близко посаженными глазами. Он человек-танк «с мышцами вместо мозга».
Бывшего рестлера Дэйва Батисту никак не назовешь «жирноватым», но в остальном эта характеристика соответствует его актёрскому амплуа на все 100%, как и прозвище героя — Зверь.
Хочется верить, что персонажи новой «Дюны», в особенности отрицательные, не будут гротескными ходячими карикатурами, как Раббан в исполнении Пола Смита в фильме Линча.
Единственное «но» — Батиста старше предыдущих исполнителей этих ролей. Но стоит помнить, что по книгам Раббану вообще было под шестьдесят, просто аристократы будущего благодаря меланже дольше сохраняют молодость.
Питер де Вриз — Дэвид Дастмалчян

Ментат-асассин, ещё один злодей и садист, сподвижник барона Харконнена. Изящный, хрупкий и невысокий мужчина с приятным мелодичным голосом, женоподобным лицом, которое вместе с тем характеризуется как «ястребиное», и синими глазами без белков. Дэвид Дастмалчян под это описание вполне подходит. Будем надеяться, что у персонажа, в соответствии с первоисточником, будут синие-на-синем глаза ибада, о чём в обеих предыдущих экранизациях почему-то забыли.
Чани — Зендая
Возлюбленная Пола является ему во снах задолго до их встречи и предстает в облике очень худой девочки с огромными глазами, синими, без белков. Чуть позже мы вновь встречаем почти такое же описание: невысокая, тоненькая, с «лицом эльфа». Существенное расхождение с оригиналом в том, что Зендая довольно высокого роста (1,78 м). Но, по крайней мере, она не выше Тимоти Шаламе.
Стилгар — Хавьер Бардем

О внешности будущего ближайшего сподвижника Муад-Диба в первой книге сказано очень мало. Он высокий, худой, черноволосый и смуглый, и, конечно, у него синие глаза ибада, как у всех фрименов. Под это описание может подойти почти кто угодно, и харизматичный Хавьер Бардем кажется вполне удачным вариантом.
Преподобная мать Гайя-Елена Мохийам — Шарлотта Рэмплинг
Рэмплинг (как, впрочем, и Шон Филлипс в фильме Линча, и Зузана Гейслерова из мини-сериала) ничуть не похожа на героиню. По описанию Герберта, преподобная мать должна быть грузной старухой со свалявшимися волосами. Словом, вылитой ведьмой не только по характеру, но и внешне!
Особое положение и силы Бене Гессерит в обеих экранизациях подчеркивали с помощью нарядов, а в фильме Линча преподобным матерям к тому же выбрили головы. Стоит надеяться, что Вильнёв придумает нечто более оригинальное. Зато в актёрских способностях Рэмплинг, обладательницы множества наград, сомнений быть не может.
* * *
Список актёров, выбранных для «Дюны» Дени Вильнёва, внушает надежды. Хоть без исключений и изменений не обошлось, всё-таки к первоисточнику, похоже, отнеслись бережно. Читатель, хорошо знающий «Дюну», мог бы без труда угадать все роли по фотографиям актёров.
Конечно, некоторым из них придётся сменить амплуа, и даже у звёзд бывают провалы. Но повод для сдержанного оптимизма в отношении грядущей экранизации всё-таки есть. Времени до ноября 2020 года ещё достаточно, чтобы перечитать книгу (или даже весь цикл) и оценить фильм так, как он того заслужит.
Где снимали «Дюну»
Основные съемки начались весной 2019 года на киностудии Origo в Будапеште, где собрали впечатляющие визуальные структуры. Природными декорациями, в свою очередь, послужила популярная у кинематографистов иорданская пустыня Вади-Рам и норвежский полуостров Стад с суровой природой. Часть съемок проходила в так называемых военных дюнах на границе Иордании и Израиля. Солдаты используют эту локацию для учений, и ранее она не была доступна для гражданских. Добившись разрешения, создатели фильма столкнулись с девственной пустыней, рельеф которой постоянно изменяет ветер.
Именно здесь запечатлены самые большие сцены действия. А облик планеты Арракис помогли сформировать пейзажи возле столицы ОАЭ Абу-Даби. Ленту снимали в форматах 2:35, 4:3 и IMAX с использованием пленки и цифровых технологий.

Философия «Дюны»
Перед написанием романа Фрэнк Герберт заинтересовался охраной окружающей среды и влиянием природы на человеческое общество. В результате читатели присвоили «Дюне» статус первого романа об экологии. Рассматривая меланж как природный ресурс, писатель предсказал нефтяные кризисы и войны на Ближнем Востоке. Отголоски этого мы можем наблюдать и на экране. Кроме того, в фокусе находится и природа власти — с сопутствующими интригами, столкновениями правящих домов и массой подводных камней.
Своими рассуждениями Герберт во многом предвосхитил появление «Песни льда и пламени» Джорджа Мартина.
Другой темой литературной «Дюны» стала религия. Книга содержит множество отсылок к христианству, исламу, буддизму и иудаизму, а фильм как минимум продемонстрирует нам становление мессии и неизбежные последствия. Описанный в «Дюне» вариант будущего зиждется на социальных проблемах сегодняшнего дня. И это делает картину еще более привлекательной.